Театр в школе 5 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тандовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО
________Магомаева Х. З.
«___» _________ 2024г.

Зам. директора по УВР
МКОУ «Тандовская СОШ »
______ / Зиявудинова М. М./
«___» _________ 2024г.

Директор МКОУ
«Тандовская СОШ»
_________/ Э.А. Исаева /

Приказ 53-Д от «30»08.2024г.

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
Театр в школе
«Мир театра»
для учащихся 5 класса
2024 - 2025 учебный год.
_____________________________________________________

Количество часов: всего 34 часов, в неделю 1 ч.

Под редакцией: Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год

Составитель:
Магомаева Х. З.
учитель ИЗО
МКОУ «Тандовская СОШ»

Пояснительная записка
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности, направлена на воспитательно-образовательной работы с детьми. В программе
систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование
разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс
развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом
театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный
результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка,
развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение
социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом,
работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что школьник погружается в занятия театральным
творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи,
хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в
котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка
потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок,
ни его родители.
Внеурочная деятельность предназначена учащимся 5 классов школы. Программа рассчитана на 34 часа в
год (1 час в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе,
творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Цели и задачи
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и
превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности
учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность,
практические занятия по сценическому мастерству.
Основные задачи:
1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой,
кукольный,картонный).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа,
моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программные задачи:
1. Прививать любовь к сценическому искусству.
2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального
искусства.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя
игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту
реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои
действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со
сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
5. Учить действовать на сценической площадке естественно.
6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию,
работать
интонационной выразительностью речи.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты.
⚫ потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

⚫ целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
⚫ этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и
заучивания произведений художественной литературы;
⚫ осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
⚫ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
⚫ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
⚫ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
⚫ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки
типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
⚫ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить
сравнение и анализ поведения героя;
⚫ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
⚫ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов,
подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
⚫ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
⚫ работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
⚫ обращаться за помощью;
⚫ формулировать свои затруднения;
⚫ предлагать помощь и сотрудничество;
⚫ слушать собеседника;
⚫ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
⚫ формулировать собственное мнение и позицию;
⚫ осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
⚫ читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
⚫ выразительному чтению;
⚫ различать произведения по жанру;
⚫ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

Планируемые результаты изучения программы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

-знание различных способы сочинения сказочных историй и изготовления кукол;
-умение сочинять сказочные истории, пользуясь различными играми и упражнениями;
-умение изготовлять простейшие виды кукол из подручного материала;
-умение воплощать свои сказочные сюжеты в театрализованные этюды, согласуя свои
действия с другими детьми;
-умение произвольно напрягать и расслаблять заданные группы мышц во время заданий на
мышечную релаксацию;
контролировать свое дыхание во время дыхательной гимнастики;
-умение строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного
задания;
-придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций.
-овладение детьми красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством
полноценного общения.
- раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить
и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
- показ спектаклей в школе, детском саду

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
1. Вводное занятие, итоговое занятие
решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания,
воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми
предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение.
Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
3. Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной
дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное
сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
4. Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие
свободы и выразительности телодвижений.
5. Основы театральной культуры
система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
6. Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
7. Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
Основное содержание программы
1 час в неделю, 34 часов в год
«В начале было Слово…». Культура и техника речи
Слушание, чтение и рассказывание сказок.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Виды говорения: диалог и монолог.
Мимика и жесты. Сценки без слов.
Понятие «общение», говорить и слушать.
Речевой этикет в различных ситуациях.
Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
Логика речи. Составление коротких рассказов.
Стихи. Подбор простейших рифм.
Сочинение небольших сказок и рассказов.
Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
Игры со словами.
Интонация речи. Выражение основных чувств.

Сценические действия и театральные игры.
• Групповые сюжетно-ролевые игры.
• Элементы сценического действия.
• Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
• Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
• Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
• Построение диалога с напарником по заданной теме.
• Как заучить роль своего героя.
• Отработка дикции и чёткого произношения слов.
• Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
• Создание образов с помощью выразительных движений.

Основы театральной культуры
Что такое театр. Виды театров.
• Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
• Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
• Театральные профессии. Игра актёров.
• Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
• Театральная афиша, театральная программка.
• Виды театрального искусства.
«Мы –актёры» - постановка спектаклей.
• Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
• Работа над отдельными эпизодами.
• Создание примерной выгородки.
• Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
• Выбор и распределение ролей.
• Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
• Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
• Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
• Генеральные репетиции всей пьесы.
• Показ спектакля зрителям.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Спектакли для постановки:
Спектакль по русской народной сказке «Коза-дереза»
По мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом»
«Муха-цикотуха»
«Репка»
«Терем-теремок»
«Щелкунчик » на новый лад»
«Принцесса-Льдинка»
«Снежная королева»
«Красная шапочка»
«Золушка»

Содержание программы:
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из трех частей.

Список литературы
1. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год
2. Джежелей О.В. Из детских книг. – Москва, 1995 год
3. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год
4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.-Москва, 1990
год
5. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год
6. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год
7. Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год
8. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год
9. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год
10. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших
школьников.- Москва, 2001 год
11. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008 год.

Тематическое планирование внеурочной деятельности Театр в школе 5 кл.
№

Тема

1

2

3

4

5

Вводное занятие.
Игра «Колобок»
Здравствуй, театр!

Задачи и особенности занятий в
театральном кружке, коллективе.
Игра «Театр – экспромт»:
«Репка».
Дать детям возможность
окунуться в мир фантазии и
воображения. Познакомить с
понятием «театр». Знакомство с
театрами. (презентация)

Колво

Дата

часов

По плану

1

06.09.2024

13.09.2024

1

Что такое сцена
Театральная игра
Рифма.
Мимика и жесты.
Ритмопластика

6

Техника речи
7

Основное содержание
занятия

Основы театральной
культуры

Как вести себя на сцене.
Учить детей
ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на
площадке. Учимся строить
диалог с партнером на
заданную тему. Учимся
сочинять небольшие рассказы
и сказки, подбирать
простейшие рифмы.

1

20.09.2024

1

27.09.2024

1

04.10.2024

1

11.10.2024

1

18.10.2024

1

25.10.2024

8

Сценические действия
9
10

11

Репетиция сценки
«Спящая красавица»
Репетиция сценки
«Спящая красавица»
В мире пословиц

12

Виды театрального
искусства
13

Основы театральной
культуры

14

Правила поведения в театре

Работа над темпом, громкостью,
мимикой на основе игр:
«Репортаж о школьной жизни»
Разучиваем пословицы.
Инсценировка пословиц. Играминиатюра с пословицами
«Объяснялки»
Рассказать детям в доступной
форме о видах театрального
искусства.
Упражнения на развитие дикции
(скороговорки, чистоговорки).
Произнесение скороговорок по
очереди с разным темпом и
силой звука, с разными
интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц
Коська и его друзья».
Инсценирование понравившихся
диалогов.
Познакомить детей с правилами
поведения в театре
Как вести себя на сцене. Учить
детей ориентироваться в

1

8.11.2024

1

15.11.2024

1

22.11.2024

1

29.11.2024

06.12.2024

1

1

13.12.2024

По
факту

Примечание

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Кукольный театр
Театральная азбука
Театральная игра «Сказка,
сказка, приходи»
Инсценирование сказки
«Репка»
Театральная игра
«Снегурочка»

Основы театральной
культуры

Инсценирование народных
сказок
Инсценирование народных
сказок
Театр в лицах

Театральная игра

Постановка пьесы
«Встретимся в день
Победы» Просмотр
видеопьесы
Ритмопластика
Ритмопластика
Показ пьесы «Встретимся в
день Победы»

пространстве, равномерно
размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с
партнером на заданную тему
Мини-спектакль с пальчиковыми
куклами.
Разучивание скороговорок,
считалок, потешек и их
обыгрывание
Викторина по сказкам
Знакомство с текстом, выбор
мультсказки, распределение
ролей, диалоги героев.
Учимся развивать зрительное,
слуховое внимание,
наблюдательность. Учимся
находить ключевые слова в
предложении и выделять их
голосом.
Театр - искусство коллективное,
спектакль - результат
творческого труда многих людей
различных профессий
Музыкальные пластические игры
и упражнения
Знакомство с содержанием,
выбор сказки, распределение
ролей, диалоги героев,
репетиции, показ
Знакомство с содержанием,
выбор литературного материала,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ
Игры на развитие образного
мышления, фантазии,
воображения, интереса к
сценическому искусству. Игрыпантомимы.
Знакомство с содержанием,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ
Создание образов с помощью
жестов, мимики. Учимся
создавать образы животных с
помощью выразительных
пластических движений.
Упражнения на постановку
дыхания (выполняется стоя).
Упражнения на развитие
артикуляционного аппарата.

1

20.12.2024

1

27.12.2024

1

10.01.2025

1

17.01.2025

24.01.2025

1

31.01.2025

1

1

07.02.2025

1

14.02.2025

1

21.02.2025

28.02.2025

1

1

07.03.2025

1

14.03.2025

1

21.03.2025

1

04.04.2025

29

30

31

32

33

Показ пьесы «Встретимся в
день Победы»

Репетиция инсценировки
«В землянке»
Постановка сказки
«Встретимся в день
Победы»
Постановка сказки
«Встретимся в день
Победы»
Итоговая промежуточная
аттестация. Творческий
проект

Заключительное занятие,
подведение итогов
Итого: 34
34

1.Упражнения «Дуем на свечку
(одуванчик, горячее молоко,
пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка.
Упражнения для губ.»
Знакомство с содержанием
сказки, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ
Обсуждение музыки,
распределение ролей, репетиции
и показ
Чтение сказок, распределение
ролей, репетиции и показ

Подведение итогов обучения,
обсуждение и анализ успехов
каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок.

11.04.2025

1

1
1

18.04.2025

25.04.2025

1

16.05.2024

1

23.05.2024

1

30.05.2025

Тематическое планирование внеурочной деятельности Театр в школе 5 кл.
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия
Вводное занятие. Здравствуй, театр!
Театральная игра Рифма.
Великая сила Слова
Мимика и жесты. Ритмопластика.
Сценические действия..
Что такое сцена
Культура и техника речи
Основы театральной культуры
Кукольный театр. Пальчиковый театр.
Техника речи
Работа над спектаклем «Маленький Принц»
Работа над спектаклем «Маленький Принц»
Основы театральной культуры.Рефлексия.
Работа над спектаклем «Заколдованная девочка»
Работа над спектаклем «Заколдованная девочка»
Основы театральной культуры.Рефлексия.
Работа над спектаклем «Я еще не хочу умирать»
Основы театральной культуры. Рефлексия.
Подведение итогов

Кол-во По
часов
плану
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

По
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Акт проверки питания_декабрь_2024.pdf (скачать)
Акт проверки питания_январь_2025.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».