ПОЛОЖЕНИЕ о трудовом воспитании обучающихся.pdf

Утверждена приказом Минобрнауки РД
от «25» 09.2024 г. №09-02-1-897/24

Утверждаю
Директор МКОУ «Тандовская СОШ»
____________________ Э.А. Исаева
Приказ №63-Д от 02.10.2024 г

Положение
о трудовом воспитании обучающихся
в МКОУ «Тандовская СОШ»
I. Общие положения
1. Настоящее
Положение
регулирует
порядок
участия
учащихся
в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и
направленном
на
формирование
у
учащихся
трудолюбия
и базовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда (далее –
Положение).
2. Положение разработано на основании:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации»;
постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163
«Об
утверждении
перечня
тяжелых
работ
и
работ
с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается
применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
постановления
Минтруда
Российской
Федерации
от
7
апреля
1999 г. № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе
восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
письма Минобрнауки России от 30 марта 2017 г. № 08-621
«О
размещении
методических
рекомендаций
на
сайте»
(вместе
с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций
в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках
образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических
особенностей обучающихся»);
Устава образовательной организации.
3. Общественно полезный труд учащихся учреждения организуется
в соответствии с планом работы учреждения и реализуется в течении учебного года во
внеурочное время и каникулярный период.
4. Общественно
полезный
труд
учащихся
–
составная
часть
учебно-воспитательного
процесса,
способствующий
личностному
и
профессиональному
становлению
учащихся
в
условиях
современного обучения.
Его основными задачами являются:

2

формирование
осознанной
потребности
в
труде,
заботливого
и бережного отношения к природе;
формирование навыков коллективной деятельности;
воспитание трудовой и производственной дисциплины;
закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового
обучения, общеобразовательной подготовки;
оказание посильной помощи в благоустройстве территории школы;
самообслуживание по наведению чистоты и порядка в зданиишколы, классных
кабинетах, пришкольной территории.
5. В течение учебного года организуется общественно полезный труд учащихся,
с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда и под присмотром ответственных
лиц из сотрудников школы.
6. Привлечение учащихся к общественно-полезному труду осуществляется по
заявлениям родителей (законных представителей) детей.

II. Цели, задачи и принципы трудового воспитания учащихся
7. Цель трудового воспитания учащихся – формирование положительного
отношения
к
труду,
осознанной
потребности
трудиться
и подготовка учащихся к жизни в современном обществе.
8. Задачи трудового воспитания учащихся:
8.1. Формирование предпосылок трудовой деятельности:
o -формирование трудовых навыков;
o -формирование компонентов деятельности;
o -формирование общественных мотивов;
8.2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых:
o -формирование интереса к труду взрослых;
o -воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к
результатам его труда;
o -формирование представлений о социальной значимости труда;
o -воспитание
гуманного
отношения
к
природе
и
человеку,
к окружающему миру предметов и вещей;
o -развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать
в целесообразном преобразовании мира;
o воспитание стремления оказывать посильную помощь;
o Воспитание личности учащихся:
o -создание необходимых условий для развития индивидуальности;
o -воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность,
инициативность, чувство долга);
o -воспитание трудолюбия (привычка к трудовому усилию, готовность включаться
в труд);
-воспитание положительных взаимоотношений между учащимися (дружба,
взаимопомощь, забота о товарищах);
9. Трудовое воспитание учащихся основано на следующих принципах:
o -добровольность;
o -соответствие возрасту;
o -целесообразность;

3

o -безопасность;
o -активность.

III. Виды трудовой деятельности
10. Для реализации постановленных задач учащимся могут быть предложены
следующие виды деятельности:
 -дежурство по учреждению (организация порядка во время перемены);
 -дежурство в классе (уборка класса);
 -уборка территории образовательной организации;
 -работа на пришкольном участке;
 -участие в трудовых акциях;
 -работа в школьном трудовом отряде;
 -работа в лагерях дневного пребывания;
 -подготовка образовательной организации к новому учебному году.

IV.

Работа учащихся в лагерях дневного пребывания

11. Лагерь с дневным пребыванием детей организуется в целях
оздоровительной и образовательно-воспитательной деятельности в период каникул с
обучающимися общеобразовательного учреждения с пребыванием в дневное время и
обязательной организацией их питания.
12. Основные задачи лагеря:
 содействовать укреплению физического и духовного здоровья детей через
разнообразные активные формы организации досуга;
 содействовать раскрытию потенциала детской общественной организации
(отряда);
 создавать оптимальные условия для расширения кругозора, культуры,
организации активного отдыха, развития познавательных интересов,
творческих способностей детей;
 создание условий для формирования гуманистических отношений
в детской среде.
13. К работе в лагерях дневного пребывания привлекаются учащиеся 10 – 11
классов по их инициативе.

V.

Трудовая практика на пришкольном участке

14. На пришкольном участке для 1 – 11-х классов проводятся учебные
и практические занятия по природоведению, биологии, экологии, общественнополезному
труду,
опытнической
и
природоохранной
работе,
с целью воспитания у учащихся интереса к природе, экологии, ландшафтному дизайну,
обеспечения
тесной
связи
основ
биологических
и сельскохозяйственных наук с трудом, выработки определенных трудовых умений и
навыков.
15. Документация по организации работы на пришкольном участке:
План схема пришкольного участка;
План работы;
График летней работы учащихся;

4

16. Общее руководство работой на школьном участке осуществляет директор
школы. Директор организует педагогическое руководство в течение всего года:
материальное обеспечение работ на пришкольном участке, привлечение родителей для
оказания помощи в благоустройстве и выполнении работ на пришкольном участке.
Заведующий хозяйством отвечает за своевременное обеспечение школьного
участка инструментами, посевным и посадочным материалом, удобрениями, водой для
полива растений, организует охрану школьного участка.
Педагогические работники, привлекаемые к руководству работой учащихся на
пришкольном участке, обучают правильным приемам работы, обеспечивают
соблюдение учащимися правил безопасности труда и санитарно-гигиенического
режима.

VI. Безопасность труда учащихся
17. Директор образовательной организации, педагогические работники несут
ответственность
за
безопасные
условия
труда
учащихся
в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и
производственной санитарии.
18. Учащиеся допускаются к трудовой деятельности после проведения с ними
инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.
19. Запрещается привлечение учащихся к работам, противопоказанным их
возрасту, опасным в эпидемиологическомотношении, в ночное время, в праздничные
дни, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для
подростков. Учащиеся могут привлекаться к труду не более 2 часов в день.
20. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе трудовой
деятельности,
им
оказывается
срочная
медицинская
помощь.
О несчастном случае следует незамедлительно сообщить дежурному администратору
учреждения
или
лицу,
ответственному
за
охрану
труда
и технику безопасности. Организационно-технические причины несчастного случая
должны
быть
немедленно
устранены
и
приняты
меры
к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
21. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий трудовой
деятельности учащихся, осуществляет образовательная организация в лице директора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».