Утверждена приказом Минобрнауки РД от «25» 09.2024 г. №09-02-1-897/24 Утверждаю Директор МКОУ «Тандовская СОШ» ____________________ Э.А. Исаева Приказ №63-Д от 02.10.2024 г Положение о трудовом воспитании обучающихся в МКОУ «Тандовская СОШ» I. Общие положения 1. Настоящее Положение регулирует порядок участия учащихся в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у учащихся трудолюбия и базовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда (далее – Положение). 2. Положение разработано на основании: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»; постановления Минтруда Российской Федерации от 7 апреля 1999 г. № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; письма Минобрнауки России от 30 марта 2017 г. № 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся»); Устава образовательной организации. 3. Общественно полезный труд учащихся учреждения организуется в соответствии с планом работы учреждения и реализуется в течении учебного года во внеурочное время и каникулярный период. 4. Общественно полезный труд учащихся – составная часть учебно-воспитательного процесса, способствующий личностному и профессиональному становлению учащихся в условиях современного обучения. Его основными задачами являются: 2 формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к природе; формирование навыков коллективной деятельности; воспитание трудовой и производственной дисциплины; закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения, общеобразовательной подготовки; оказание посильной помощи в благоустройстве территории школы; самообслуживание по наведению чистоты и порядка в зданиишколы, классных кабинетах, пришкольной территории. 5. В течение учебного года организуется общественно полезный труд учащихся, с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда и под присмотром ответственных лиц из сотрудников школы. 6. Привлечение учащихся к общественно-полезному труду осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) детей. II. Цели, задачи и принципы трудового воспитания учащихся 7. Цель трудового воспитания учащихся – формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться и подготовка учащихся к жизни в современном обществе. 8. Задачи трудового воспитания учащихся: 8.1. Формирование предпосылок трудовой деятельности: o -формирование трудовых навыков; o -формирование компонентов деятельности; o -формирование общественных мотивов; 8.2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых: o -формирование интереса к труду взрослых; o -воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда; o -формирование представлений о социальной значимости труда; o -воспитание гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; o -развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира; o воспитание стремления оказывать посильную помощь; o Воспитание личности учащихся: o -создание необходимых условий для развития индивидуальности; o -воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность, чувство долга); o -воспитание трудолюбия (привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд); -воспитание положительных взаимоотношений между учащимися (дружба, взаимопомощь, забота о товарищах); 9. Трудовое воспитание учащихся основано на следующих принципах: o -добровольность; o -соответствие возрасту; o -целесообразность; 3 o -безопасность; o -активность. III. Виды трудовой деятельности 10. Для реализации постановленных задач учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности: -дежурство по учреждению (организация порядка во время перемены); -дежурство в классе (уборка класса); -уборка территории образовательной организации; -работа на пришкольном участке; -участие в трудовых акциях; -работа в школьном трудовом отряде; -работа в лагерях дневного пребывания; -подготовка образовательной организации к новому учебному году. IV. Работа учащихся в лагерях дневного пребывания 11. Лагерь с дневным пребыванием детей организуется в целях оздоровительной и образовательно-воспитательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательного учреждения с пребыванием в дневное время и обязательной организацией их питания. 12. Основные задачи лагеря: содействовать укреплению физического и духовного здоровья детей через разнообразные активные формы организации досуга; содействовать раскрытию потенциала детской общественной организации (отряда); создавать оптимальные условия для расширения кругозора, культуры, организации активного отдыха, развития познавательных интересов, творческих способностей детей; создание условий для формирования гуманистических отношений в детской среде. 13. К работе в лагерях дневного пребывания привлекаются учащиеся 10 – 11 классов по их инициативе. V. Трудовая практика на пришкольном участке 14. На пришкольном участке для 1 – 11-х классов проводятся учебные и практические занятия по природоведению, биологии, экологии, общественнополезному труду, опытнической и природоохранной работе, с целью воспитания у учащихся интереса к природе, экологии, ландшафтному дизайну, обеспечения тесной связи основ биологических и сельскохозяйственных наук с трудом, выработки определенных трудовых умений и навыков. 15. Документация по организации работы на пришкольном участке: План схема пришкольного участка; План работы; График летней работы учащихся; 4 16. Общее руководство работой на школьном участке осуществляет директор школы. Директор организует педагогическое руководство в течение всего года: материальное обеспечение работ на пришкольном участке, привлечение родителей для оказания помощи в благоустройстве и выполнении работ на пришкольном участке. Заведующий хозяйством отвечает за своевременное обеспечение школьного участка инструментами, посевным и посадочным материалом, удобрениями, водой для полива растений, организует охрану школьного участка. Педагогические работники, привлекаемые к руководству работой учащихся на пришкольном участке, обучают правильным приемам работы, обеспечивают соблюдение учащимися правил безопасности труда и санитарно-гигиенического режима. VI. Безопасность труда учащихся 17. Директор образовательной организации, педагогические работники несут ответственность за безопасные условия труда учащихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. 18. Учащиеся допускаются к трудовой деятельности после проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы. 19. Запрещается привлечение учащихся к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическомотношении, в ночное время, в праздничные дни, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков. Учащиеся могут привлекаться к труду не более 2 часов в день. 20. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе трудовой деятельности, им оказывается срочная медицинская помощь. О несчастном случае следует незамедлительно сообщить дежурному администратору учреждения или лицу, ответственному за охрану труда и технику безопасности. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем. 21. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий трудовой деятельности учащихся, осуществляет образовательная организация в лице директора.