Памятки Минобрнауки

30.01.2024

В соответствии с п.п. 2.2. п. 2 выписки из протокола заседания комиссии Национального антитеррористического комитета по Республике Дагестан от 25 января 2023 г. и письмом Минпросвещения России от 24 февраля 2021 г. № 12-286, Минобрнауки РД утвердили рекомендации по Алгоритму действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся, а также Модели действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступления террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников. (Приказ от 24.04.2023 г №03-02-461/23)







 

1. Вооруженное нападение

В большинстве случаев нападения на образовательные организации происходят в виде появления одинокого стрелка, вооруженного огнестрельным оружием. Поэтому действия организаторов и участников образовательного процесса при нападении сводятся к оперативному исчезновению из поля зрения злоумышленника.

Время появления злоумышленника в здании организации условно разделены на три периода, исходя из процесса исчезновения из его поля зрения: во время занятий, перемены, во внеурочное время, тихий час.

Должностные лица, ответственные за антитеррористическую защищенность объекта (территории) при нападении (террористическом акте) действуют в своей основной группе (педагогический коллектив или технический/обеспечивающий персонал).

Деление по группам обучающихся

начальные школы;

 «Основная / старшая школа»: организации, обучающие по программам 5-11 классов;

 

2.1. Вооруженное нападение во время занятий

 

Действия организаторов и участников образовательного процесса при вооруженном нападении во время занятий в двух возрастных категориях отличаются лишь возрастными психологическими и физиологическими возможностями обучающихся или воспитанников, а также возможностями руководства ими, исходя из их возрастных особенностей.

 

2.1.1. Вооруженное нападение во время занятий (основная / старшая школа)

 

Лица, обеспечивающие охрану образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, уйти из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально - в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства образовательной организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами; по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую; действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

 

Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем уйти из поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки и коридоры, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим; действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб; обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

 

Заместители руководителя образовательной организации (ответственные приказом за мероприятия по антитеррористической защищенности объекта):

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем уйти из поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки и коридоры, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей; организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим; действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

 

Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим; действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Обучающиеся или воспитанники:

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей- предметников, кураторов или классных руководителей;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники; переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить;

оказать помощь в раздаче ватно-марлевых повязок, воды, средств индивидуальной помощи.

 

2.2. Вооруженное нападение во время перемены

 

Действия организаторов и участников образовательного процесса при нападении в помещении во время перемены в двух возрастных категориях отличаются лишь возрастными психологическими и физиологическими возможностями обучающихся или воспитанников, а также возможностями руководства ими, исходя из их возрастных особенностей.

В отличии от ситуации во время занятий, во время перемены большинство организаторов и участников образовательного процесса находятся на открытых площадках и коридорах, (в связи с передислокацией, проветриванием помещений и др.). При экстренном перемещении с этих мест в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие) в локальных коллективах могут оказаться обучающиеся или воспитанники из разных групп или классов и возрастных категорий, случайные педагоги (или их может вообще не оказаться).

 

2.2.1. Вооруженное нападение во время перемены (основная + старшая школа)

 

Лица, обеспечивающие охрану образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, уйти из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально - в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами; по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую; действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета; незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

 

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем уйти из поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки и коридоры, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим; действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб; обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

 

Заместители руководителя образовательной организации (ответственные приказом за мероприятия по антитеррор истической защищенности объекта):

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем уйти из поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки и коридоры, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим; действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

 

Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

организовать экстренное перемещение обучающихся или воспитанников с открытых площадок и коридоров в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим; действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

 

Обучающиеся или воспитанники:

оперативно переместиться с открытых площадок и коридоров в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей- предметников, кураторов или классных руководителей;

если в помещении не окажется педагогов:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположиться на полу подальше от двери окон, под защиту мебели; определить старшего, действовать в соответствии с его указаниями; вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники; переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить; разобрать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи; старшему произвести сверку находящихся в помещении (составить список, назначить шефство старших над младшими), организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб, на эвакуационной площадке предоставить ближайшему педагогу ранее составленный список для сверки обучающихся или воспитанников на соответствие;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

 

2.3. Вооруженное нападение во внеурочное время, в тихий час

Внеурочное время особенно тем, что в это время в организации могут находиться обучающиеся или воспитанники из разных возрастных групп (кружки по интересам, подготовка олимпиадников, к ЕГЭ или ОГЭ, заседания студенческих сообществ и др.).

Действия организаторов и участников образовательного процесса должны быть как при нападении во время перемены в категории «основная + старшая школа».

Отличие: в связи с плохой организованностью и отсутствием в организации части педагогов в этот период некоторым заместителям руководителя необходимо выступить в роли педагогов из группы «преподаватели или учителя-предметники, кураторы или классные руководители».

При нападении в помещении в тихий час действия организаторов и участников образовательного процесса должны быть как при нападении во время занятий в категории «начальная школа + детский сад».

Отличие: воспитателям или нянечкам необходимо разбудить воспитанников и одеть их.

 

3. Вооруженное нападение на территории объекта

 

Особенность действий при нападении на территории организации заключается в экстренном оставлении территории организации всеми организаторами и участниками образовательного процесса. При этом необходимо выбрать, что ближе и безопаснее (дальше от злоумышленника): здание или за территорией организации.

При выборе и попадании в здание организации — действия должны быть как при нападении во время перемены.

 

3.1. Вооруженное нападение на территории объекта (основная + старшая школа)

 

При нападении на территории:

более старшие или сильные обучающиеся/воспитанники берут шефство над младшими или слабыми;

в связи с плохой организованностью и отсутствием части педагогов в этот период некоторым заместителям руководителя необходимо выступить в роли педагогов из группы «Педагогический коллектив и технический/обеспечиваюгций персонал».

 

3.2. Вооруженное нападение на территории объекта (начальная школа + детский сад)

 

В связи с отсутствием (в силу возрастных ограничений) возможности выбора направления отхода (в здание или за территорию организации) решение за обучающихся или воспитанников могут принять только взрослые: административно-управленческий и технический/обеспечивающий персонал, педагоги.

 

4. Обнаружение взрывного устройства

 

4.1. Взрывное устройство обнаружено на входе (при попытке проноса)

 

Лица, обеспечивающие охрану образовательной организации:

подать другому охраннику (при наличии) сигнал блокировки дверей либо сам принимает меры по недопущению злоумышленника на объект;

заблокировать входную дверь;

нажать кнопку тревожной сигнализации;

позвонить в оперативные службы;

в зависимости от опасности и прогнозируемой опасности принимает одно из решений:

не задерживая нарушителя, предложить ему подождать у входа на объект, пока не будет получено разрешение на проход (при этом фактически ожидая прибытие оперативных служб для дополнительной проверки и возможного задержания нарушителя);

самостоятельно задержать нарушителя (при уверенности в возможности и эффективности таких действий, а также отсутствии риска для окружающих людей);

задержать нарушителя в блокированном входном шлюзе (при наличии) до прибытия оперативных служб;

не задерживая нарушителя, предложить ему покинуть территорию объекта в связи с невозможностью его допуска с запрещенным предметом и проводить его за территорию (в связи с малой опасностью обнаруженного предмета, либо наоборот, в связи с высокой опасностью предмета — исключая риск для жизни и здоровья людей на территории объекта;

определить зону опасности и принять меры к ограждению и охране подходов к опасной зоне;

не допускать в оцепленную зону людей и транспорт до завершения работы группы обезвреживания;

обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами; действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;Хочу такой сайт

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

 

Заместители руководителя образовательной организации (ответственные приказом за мероприятия по антитеррористической защищенности объекта):

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

 

Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

при нахождении в помещении, не допуская паники обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса;

по возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в лифтах т других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества. Отключение не производится в случаях, когда взрывное устройство каким-либо образом соединено с указанными коммуникациями;

по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны;

при объявлении эвакуации организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Обучающиеся или воспитанники:

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

действовать в соответствии с указаниями руководителя, охранника или работника организации;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

выключить средства связи;

оказать помощь и поддержку другим обучающимся только по указанию работников организации.

 

4.2. Взрывное устройство обнаружено в здании

 

Лица, обеспечивающие охрану образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

позвонить в оперативные службы;

определить зону опасности и принять меры к ограждению и охране подходов к опасной зоне. Для оцепления опасной зоны при нехватке собственных сил охрана может привлечь персонал охраняемого объекта;

не допускать в оцепленную зону людей и транспорт до завершения работы группы обезвреживания;

обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов; по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами; действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Руководитель образовательной организации:

незамедлительно прибыть на место обнаружения предмета, оценить обстановку и принять решение по дальнейшим действиям;

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета; незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы; незамедлительно информировать орган (организацию) — правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

 

Заместители руководителя образовательной организации (ответственные приказом за мероприятия по антитеррор истической защищенности объекта):

незамедлительно прибыть на место обнаружения предмета, оценить обстановку и принять решение по дальнейшим действиям;

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

 

Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

при нахождении рядом с обнаруженным предметом громко обратиться к окружающим «чья сумка (пакет, коробка)?», если ответа не последовало, отвести окружающих на безопасное расстояние;

обеспечить незамедлительное информирование руководителя об обнаружении взрывного устройства любым доступным способом;

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

при нахождении в помещении, не допуская паники обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса;

по возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в лифтах т других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества. Отключение не производится в случаях, когда взрывное устройство каким-либо образом соединено с указанными коммуникациями;

по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны;

 

при объявлении эвакуации организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

 

Обучающиеся или воспитанники:

не трогать и не приближаться к оставленным другими лицами (бесхозным) предметам;

в случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета громко обратиться к окружающим «чья сумка (пакет, коробка)?», если ответа не последовало, сообщить ближайшему работнику организации, либо обучающемуся старшего возраста;

проследовать на безопасное расстояние;

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

действовать в соответствии с указаниями руководителя, охранника или персонала;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

выключить средства связи.

 

5. Захват заложников

 

Руководитель образовательной организации и его заместители: незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы; незамедлительно информировать орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

незамедлительно прибыть к месту захвата заложников и, не приближаясь к нарушителю, оценить обстановку и принять решение по дальнейшим действиям;

при возможности лично и через назначенных лиц вести наблюдение за нарушителем и его перемещениями, находясь на безопасном удалении до прибытия оперативных служб;

обеспечить любыми доступными способами вывод людей из опасной зоны, при невозможности прекратить всякого рода передвижения;

обеспечить любыми доступными способами информирование людей, находящихся в близлежащих к опасной зоне помещениях, о происшествии и необходимости блокирования входов в целях недопущения захвата большего числа заложников и перемещения нарушителя в более защищенное место;

по собственной инициативе в переговоры с нарушителем не вступать и иными действиями его не провоцировать;

организовать эвакуацию людей в соответствии с планом эвакуации в той части объекта, которая не находится под контролем нарушителя без использования системы оповещения;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей; находиться на постоянной связи с оперативными службами; действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

 

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

 

Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

при нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться покинуть опасную зону, уводя за собой находящихся поблизости людей;

при невозможности таких действий оставаться на месте, не провоцировать нарушителя, выполнять его требования, не допускать паники среди обучающихся и персонала, не переключать на себя внимание нарушителя;

при нахождении в помещении вблизи места захвата заложников обеспечить блокирование входов всеми доступными средствами, в том числе мебелью;

принять меры к прекращению паники и громких разговоров (звуков) в помещении;

обеспечить размещение людей наиболее безопасным из возможных способом;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса, в беззвучны режим либо их отключению;

не допускать общения обучающихся и персонала по любым средствам связи; обеспечить информирование руководителя любым доступным способом;

при объявлении эвакуации организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

во время проведения операции по освобождению:

лечь на пол лицом вниз, голову закрыть туками и не двигаться;

по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;

при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;

не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников.

 

Обучающиеся или воспитанники:

при нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться покинуть опасную зону, при невозможности таких действий оставаться на месте, не провоцировать нарушителя, выполнять его требования, сохранять спокойствие и не допускать паники, вести себя как можно незаметнее и не переключать на себя внимание нарушителя;

при нахождении в помещении вблизи места захвата заложников помочь работникам организации заблокировать входы всеми доступными средствами, в том числе мебелью, действовать в соответствии с указаниями руководителя, охранника или персонала, вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

разместиться наиболее безопасным из возможных способом;

переключить средства связи в бесшумный режим либо выключить их;

во время проведения операции по освобождению:

лечь на пол лицом вниз, голову закрыть туками и не двигаться;

по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;

 

при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;

не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников.

 

6. Возгорание впоследствии нападения

 

Впоследствии нападения в здании организации могут произойти случайное или запланированное злоумышленником возгорание и пожар.

Нахождение в заблокированных, забаррикадированных помещениях во время пожара также опасно из-за воздействия продуктов горения и огня. Степень воздействия можно уменьшить предварительными мерами (укрепление дверей от термического воздействия, установка в помещениях средств тушения огня и др.) и заложив щели в дверях помещений мокрыми тряпками, применением ватномарлевых повязок.

Но степень опасности, допустимой для эвакуации из-за пожара при действующей угрозе злоумышленника в здании, может определить и взять на себя ответственность только самое старшее в этом помещении должностное лицо. При этом должна рассматриваться вся доступная информация: из системы голосового оповещения, результаты собственных наблюдений и т.п.

 

7. Обрушение впоследствии нападения

 

Случайное или запланированное злоумышленником обрушение может привести к возгоранию и пожару, распространению пыли, газов, продуктов технических или технологических разрушений.

Во избежание жертв и в целях минимизации потерь также необходимы предварительные меры (укрепление дверей от физического и термического воздействия, установка в помещениях средств тушения огня и др.) и действия как при возгорании впоследствии нападения.

 

8. Действия после прекращения нападения

 

Сигнал о прекращении контртеррористической операции могут дать только ее участники (представители оперативных служб).

После эвакуации организаторов и участников образовательного процесса из здания или территории организации еще может сохранять опасность продолжения или повторного нападения, после пережитого ЧС или нападения обучающиеся/воспитанники могут повести себя неадекватно, существуют также другие риски и угрозы, связанные с нахождением на новом (возможно, незнакомом) месте.

В связи с этим всем организаторам и участникам образовательного процесса необходимо до получения сигнала о прекращении контртеррористической операции сохранять спокойствие и бдительность, действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

 

9. Противодействие нападению

 

Учитывая основной приоритет - сохранение жизни и здоровья людей, противодействие нападению со стороны организаторов и участников образовательного процесса может быть только дистанционным: блокировка и баррикадирование дверей, локальное отключение электричества, закрытие доступа в потенциально опасные помещения и участки (лаборатории, котельные, столовые, мастерские и т.п.).

Непосредственное противодействие нападению может быть оказано лишь в случае отсутствия возможности избежать столкновения со злоумышленником, исходя из личных возможностей и способностей.

 

10. Взаимодействие с представителями оперативных служб

 

В случае пожара, техногенной катастрофы, обрушения организаторы и участники образовательного процесса в первую очередь взаимодействуют с представителями спасательных служб. Основное действие в данной ситуации сводится к оперативной эвакуации.

Далее представители спасательных служб передают эвакуируемых представителям оперативных служб.

В случае нападения на образовательную организацию (террористического акта) взаимодействие может произойти спонтанно или по инициативе представителей оперативных служб.

 

10.1. Взаимодействие с представителями оперативных служб во время контртеррористической операции

 

На всех этапах контртеррористической операции организаторы и участники образовательного процесса должны безоговорочно подчиняться представителям оперативных служб, четко и безотлагательно выполнять их указания. При этом необходимо избегать ситуаций, когда становишься вольным или невольным препятствием выполнению их профессиональных оперативных действий, если только это не происходит под давлением злоумышленников.

При установлении непосредственной или дистанционной (телефонной, визуальной, электронной) связи с представителями оперативных служб необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

постараться убедиться в том, что она не используется злоумышленниками; стараться сохранить в тайне наличие такой связи от злоумышленников; стараться сохранить установившуюся связь на максимально возможный период времени;

в целях эффективности использования установившейся связи стараться вести себя спокойно, вести беседу четко, по существу, лаконично;

без прямого указания или возникновения обстоятельств непреодолимой силы не прерывать связь;

при попытке восстановления прерванной связи убедиться в том, что она не используется злоумышленниками;

на всем протяжении использования связи помнить, что она может быть незащищенной, прослушиваемой, прослеживаемой.

 

10.2. Взаимодействие с представителями оперативных служб во время эвакуации

 

На всех этапах спасательной или поисковой операции организаторы и участники образовательного процесса должны безоговорочно подчиняться представителям оперативных служб, четко и безотлагательно выполнять их указания.

 

При этом необходимо:

все действия выполнять спокойно, без паники, максимально тихо (если руководящий сотрудник не требует обратного);

требуемую информацию стараться изложить четко, лаконично, по существу; при указании на конфиденциальность части или всей полученной (доведенной, увиденной, услышанной) информации сохранить ее в тайне до указанного срока;

при необходимости провести совместно с представителями оперативных служб дополнительных проверок зданий, территорий, помещений с использованием технических средств и служебных собак;

обеспечить беспрепятственный проезд на территорию образовательной организации автомобилей оперативных служб (пожарной техники, скорой медицинской помощи, полицейских патрульных машин).

при необходимости организовать дежурство ответственных лиц, обеспечив взаимодействие с оперативными службами.

Приказ 461 рекомендации.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».