Музыка 5-8 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
МР "БОТЛИХСКИЙ РАЙОН"
МКОУ "Тандовская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

__________Омаров М. М.

________Зиявудинова М. М.

Директор МКОУ
"Тандовская СОШ"

Протокол №1
от « » 2024 г.

от « » 2024 г.

____________Исаева Э. А.
Приказ №53-Д
от «30»08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 5 – 8 классов

с. Тандо 2024-2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей
истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства,
она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной
стороны, высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая степень
психологической вовлеченности личности.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие
важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет
музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода,
позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и
мировоззрение представителей других народов и культур.
Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию
личности.
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание
музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является
личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического
комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через
творчество).
Задачи обучения музыке на уровне основного общего образования:
приобщение к традиционным российским ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
осознание социальной функции музыки, стремление понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного
проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее
воздействия на человека;
формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных
ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития
культурного многообразия.
Содержание учебного предмета структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального общего образования и
непрерывность изучения учебного предмета:
2

инвариантные модули:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Русская классическая музыка»;
модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
вариативные модули:
модуль № 5 «Музыка народов мира»;
модуль № 6 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 7 «Духовная музыка»;
модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»;
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Виды
деятельности, которые может использовать в том числе (но не
исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы,
обозначены «вариативно».
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 136
часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Изучение музыки предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих
проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
учебными предметами, как изобразительное искусство, литература,
география, история, обществознание, иностранный язык.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Фольклор – народное творчество.
Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры
детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).
Календарный фольклор.
Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности
(осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).
Семейный фольклор.
Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека:
свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Наш край сегодня.

3

Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн
республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители,
деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Россия – наш общий дом.
Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов
нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов (при
изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее
трех региональных традиций. Одна из которых – музыка ближайших соседей
(например, для обучающихся Нижегородской области – чувашский или
марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края – музыка
Адыгеи).
Фольклорные жанры.
Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика,
эпос, танец.
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов.
Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки
фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных
образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство
композиторского и народного творчества на интонационном уровне.
На рубежах культур.
Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»
(изучение тематических блоков данного модуля целесообразно
соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное
музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к
творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие
круга национальных сюжетов, образов, интонаций).
Образы родной земли.
Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные
инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы,
народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки,
С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов).
Золотой век русской культуры.
Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века:
музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности
отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И.
Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и других композиторов).
История страны и народа в музыке русских композиторов.
Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в
крупных театральных и симфонических произведениях русских
4

композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А.РимскогоКорсакова, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева,
Г.В.Свиридова и других композиторов).
Русский балет.
Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов
(П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин),
балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Русская исполнительская школа.
Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей
(А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и
другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном
городе. Конкурс имени П.И. Чайковского.
Русская музыка – взгляд в будущее.
Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс,
синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г.
Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов).
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка.
Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс,
вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс).
Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма.
Циклические формы и жанры.
Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма,
контраст основных тем, разработочный принцип развития.
Симфоническая музыка.
Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина).
Симфония.
Театральные жанры.
Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального
спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные
номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета.
Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.
Вариативные модули
Модуль № 5 «Музыка народов мира»
(изучение тематических блоков данного модуля в календарном
планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка
моего края» и «Народное музыкальное творчество России», устанавливая
смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных
разделов программы между собой).
Музыка – древнейший язык человечества.
5

Содержание: Археологические находки, легенды и сказания о музыке
древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор,
оркестр, лады, учение о гармонии).
Музыкальный фольклор народов Европы.
Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского
фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3
национальных культур из следующего списка: английский, австрийский,
немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский,
венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна
быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями.
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки.
Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационноладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического
блока рекомендуется выбрать 1–2 национальные традиции из следующего
списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция),
уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли
музыки в жизни людей.
Народная музыка Американского континента.
Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз,
спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного
происхождения.
Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»
Национальные истоки классической музыки.
Содержание: Национальный музыкальный стиль на примере творчества
Ф. Шопена, Э. Грига и других композиторов. Значение и роль композитора
классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального
языка.
Музыкант и публика.
Содержание: Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н.
Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд,
миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя.
Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Музыка – зеркало эпохи.
Содержание: Искусство как отражение, с одной стороны – образа
жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили
барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций,
жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере
творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.
Музыкальный образ.
Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой
музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на
примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов).
6

Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных
интонаций, жанров).
Музыкальный стиль.
Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов,
драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества
В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).
Модуль № 7 «Духовная музыка»
Храмовый синтез искусств.
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение
acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции.
Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Музыкальные жанры богослужения.
Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение
духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты:
католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.
Религиозные темы и образы в современной музыке.
Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня.
Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI
веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры.
Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и
направления»
Джаз.
Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности
джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты,
вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).
Мюзикл.
Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины
XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Молодежная музыкальная культура.
Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры
XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк
и другие). Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.).
Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры
(потребительские тенденции современной культуры).
Музыка цифрового мира.
Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет,
наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные
плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.
Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка и литература.
7

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата,
ноктюрн, баркарола, былина). Интонации рассказа, повествованияв
инструментальной музыке (поэма, баллада). Программная музыка.
Музыка и живопись.
Содержание: Выразительные средства музыкального и
изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия,
пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Программная
музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов,
К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов).
Музыка и театр.
Содержание: Музыка к драматическому спектаклю (на примере
творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и
других композиторов). Единство музыки, драматургии, сценической
живописи, хореографии.
Музыка кино и телевидения.
Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и
закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла,
музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу,
Г. Гладкова, А. Шнитке и др.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне основного общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в
части:
1) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми
многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение
музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран
мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России.
2) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в
своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отраженными в них.
8

3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть
прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества.
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной
средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла.
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в
процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности.
7) трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации
музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и
9

обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов
музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие
между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия,
исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных,
в том числе исполнительских и творческих задач.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и
систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания,
понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального
произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению.
2) вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с
музыкальным искусством в устных и письменных текстах..
Регулятивные универсальные учебные действия
10

Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных
задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других
людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения
своих компетенций в данной сфере.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
музыке:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,
могут рассуждать на эту тему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление.
11

К концу изучения модуля № 1 «Музыка моего края» обучающийся
научится:
отличать и ценить музыкальные традиции своей республики, края,
народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины.
К концу изучения модуля № 2 «Народное музыкальное творчество
России» обучающийся научится:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому
музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик
Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на
выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки.
К концу изучения модуля № 3 «Русская классическая музыка»
обучающийся научится:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
русских композиторов.
К концу изучения модуля № 4 «Жанры музыкального искусства»
обучающийся научится:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерныеи
симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности,
приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичныхдля
данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты)
вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
К концу изучения модуля № 5 «Музыка народов мира»
обучающийся научится:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к
западноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной
музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурнонациональным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки.
12

К концу изучения модуля № 6 «Европейская классическая музыка»
обучающийся научится:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм).
К концу изучения модуля № 7 «Духовная музыка» обучающийся
научится:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и
европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
К концу изучения модуля № 8 «Современная музыка: основные
жанры и направления» обучающийся научится:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
К концу изучения модуля № 9 «Связь музыки с другими видами
искусства» обучающийся научится:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими
видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов
искусств.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Музыка моего края
Народное музыкальное творчество России
Русская классическая музыка
Жанры музыкального искусства
Музыка народов мира
Европейская классическая музыка
Духовная музыка
Современная музыка: основные жанры и направления
Связь музыки с другими видами искусства
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
4

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru

3
7
5
2

https://uchebnik.mos.ru

4
2
1

https://uchebnik.mos.ru

7

https://uchebnik.mos.ru

35

https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru

8

0

6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всег
Контрольные
о
работы

Музыка моего края
Народное музыкальное творчество России
Русская классическая музыка
Жанры музыкального искусства
Музыка народов мира
Европейская классическая музыка
Духовная музыка
Современная музыка: основные жанры и направления
Связь музыки с другими видами искусства

2
3
7
5
4
3
2
4
4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru

8

0
14

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Музыка моего края
Народное музыкальное творчество России
Русская классическая музыка
Жанры музыкального искусства
Музыка народов мира
Европейская классическая музыка
Духовная музыка
Современная музыка: основные жанры и направления
Связь музыки с другими видами искусства
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего Контрольные
работы
2
2
4
9
2
6
2
4
4
35

8

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru

0

8 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Всего

Музыка моего края
Народное музыкальное творчество России
Русская классическая музыка
Жанры музыкального искусства
Музыка народов мира
Европейская классическая музыка
Духовная музыка
Современная музыка: основные жанры и направления
Связь музыки с другими видами искусства

2
2
5
8
3
2
3
5
5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru

8

0
15

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Тема урока
Всего

1

Дата
изучения

Традиционная музыка – отражение жизни
народа.

Контрольные
работы

Практическ
ие работы
04.09

https://uchebnik.mos.ru

11.09

https://uchebnik.mos.ru

18.09

https://uchebnik.mos.ru

25.09

https://uchebnik.mos.ru

1

2

Вокальная музыка: Россия, Россия, нет
слова красивей

1

3

Музыкальная мозаика большой страны

1

4

Контрольная работа по теме: «Вторая жизнь
песни»

1

5

Образы родной земли

1

02.10

https://uchebnik.mos.ru

6

Первое путешествие в музыкальный театр

1

09.10

https://uchebnik.mos.ru

7

Промежуточная аттестация. Творческий
проект

1

16.10

https://uchebnik.mos.ru

8

Второе путешествие в музыкальный театр

1

23.10

https://uchebnik.mos.ru

9

О доблестях, о подвигах, о славе

1

06.11

https://uchebnik.mos.ru

10

Здесь мало услышать, здесь вслушаться

1

13.11

https://uchebnik.mos.ru

1

1

16

нужно
11

Контрольная работа по теме: «Музыкальная
картина»

1

12

Жанры инструментальной и вокальной
музыки

1

13

Музыкальные образы

14

20.11

https://uchebnik.mos.ru

27.11

https://uchebnik.mos.ru

1

04.12

https://uchebnik.mos.ru

Символ России

1

11.12

https://uchebnik.mos.ru

15

Промежуточная аттестация. Творческий
проект

1

18.12

https://uchebnik.mos.ru

16

Музыкальные путешествия по странам и
континентам

1

25.12

https://uchebnik.mos.ru

17

Народные традиции и музыка Италии

1

15.01

https://uchebnik.mos.ru

18

Африканская музыка – стихия ритма

1

22.01

https://uchebnik.mos.ru

19

Народные традиции и музыка Италии

1

29.01

https://uchebnik.mos.ru

20

Восточная музыка

1

05.02

https://uchebnik.mos.ru

21

Контрольная работа по теме: «Восточная
музыка»

1

12.02

https://uchebnik.mos.ru

22

Истоки классической музыки

1

19.02

https://uchebnik.mos.ru

23

Истоки классической музыки

1

26.02

https://uchebnik.mos.ru

24

Музыка-зеркало эпохи

1

05.03

https://uchebnik.mos.ru

1

1

1

17

25

Промежуточная аттестация. Творческий
проект

1

26

Небесное и земное в звуках и красках

27

12.03

https://uchebnik.mos.ru

1

19.03

https://uchebnik.mos.ru

Что роднит музыку и литературу

1

02.04

https://uchebnik.mos.ru

28

Мюзиклы в российской культуре

1

09.04

https://uchebnik.mos.ru

29

Контрольная работа по теме: «Любить.
Молиться. Петь. Святое назначенье»

1

16.04

https://uchebnik.mos.ru

30

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

23.04

https://uchebnik.mos.ru

31

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

30.04

https://uchebnik.mos.ru

32

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

07.05

https://uchebnik.mos.ru

14.05

https://uchebnik.mos.ru

1

1

33

Итоговая промежуточная аттестация.
Творческий проект

1

34

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

21.05

https://uchebnik.mos.ru

35

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

28.05

https://uchebnik.mos.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

35

1

8

0

18

6 КЛАСС
Количество часов
Контро
Всего
льные
работы

1

«Подожди, не спеши, у берез посиди…»

1

03.09

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://uchebnik.mos.ru

2

Современная музыкальная культура родного края

1

10.09

https://uchebnik.mos.ru

17.09

https://uchebnik.mos.ru

24.09

https://uchebnik.mos.ru

№
п/п

3
4

Тема урока

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
композиторов
Контрольная работа по теме: «Народное искусство
Древней Руси»

1
1

1

Практич
еские
работы

Дата
изучения

5

Фольклорные традиции родного края и соседних регионов

1

01.10

https://uchebnik.mos.ru

6

Мир чарующих звуков: романс

1

08.10

https://uchebnik.mos.ru

7

Промежуточная аттестация. Творческий проект

1

15.10

https://uchebnik.mos.ru

8

Портреты великих исполнителей

1

22.10

https://uchebnik.mos.ru

9

«Мозаика»

1

05.11

https://uchebnik.mos.ru

10

Образы симфонической музыки

1

12.11

https://uchebnik.mos.ru

11

Контрольная работа по теме: «Патриотические чувства
народов России»

1

19.11

https://uchebnik.mos.ru

12

Мир музыкального театра

1

26.11

https://uchebnik.mos.ru

13

Фортуна правит миром

1

03.12

https://uchebnik.mos.ru

1

1

19

10.12

https://uchebnik.mos.ru

17.12

https://uchebnik.mos.ru

1

24.12

https://uchebnik.mos.ru

Программная увертюра. Увертюра-фантазия

1

14.01

https://uchebnik.mos.ru

18

По странам и континентам

1

21.01

https://uchebnik.mos.ru

19

Контрольная работа по теме: «По странам и континентам»

1

28.01

https://uchebnik.mos.ru

20

Народная музыка американского континента

1

04.02

https://uchebnik.mos.ru

21

Народная музыка американского континента

1

11.02

https://uchebnik.mos.ru

22

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

18.02

https://uchebnik.mos.ru

23

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

25.02

https://uchebnik.mos.ru

24

Духовный концерт

1

04.03

https://uchebnik.mos.ru

25

Промежуточная аттестация. Творческий проект

1

11.03

https://uchebnik.mos.ru

26

Духовный концерт

1

18.03

https://uchebnik.mos.ru

27

Космический пейзаж

1

01.04

https://uchebnik.mos.ru

28

Давайте понимать друг друга с полуслова: песни Булата
Окуджавы

1

08.04

https://uchebnik.mos.ru

29

Мюзикл. Особенности жанра

1

15.04

https://uchebnik.mos.ru

14

Инструментальный концерт

1

15

Промежуточная аттестация. Творческий проект

1

16

Вечные темы искусства и жизни

17

1

1

1

20

30

Мюзикл. Особенности жанра

1

31

Контрольная работа по теме: «Авторская песня: прошлое
и настоящее»

1

32

Ночной пейзаж

1

33

Итоговая промежуточная аттестация. Творческий
проект

1

34

Ночной пейзаж

1

35

Ночной пейзаж

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

1

1

8

22.04

https://uchebnik.mos.ru

29.04

https://uchebnik.mos.ru

06.05

https://uchebnik.mos.ru

13.05

https://uchebnik.mos.ru

20.05

https://uchebnik.mos.ru

27.05

https://uchebnik.mos.ru

0

21

7 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Контро
Всего
льные
работы

Практи
ческие
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

04.09

https://uchebnik.mos.ru

11.09

https://uchebnik.mos.ru

18.09

https://uchebnik.mos.ru

25.09

https://uchebnik.mos.ru

02.10

https://uchebnik.mos.ru

09.10

https://uchebnik.mos.ru

16.10

https://uchebnik.mos.ru

23.10

https://uchebnik.mos.ru

1

06.11

https://uchebnik.mos.ru

Камерная музыка

1

13.11

https://uchebnik.mos.ru

11

Контрольная работа по теме: «Судьба человеческая – судьба
народная»

1

20.11

https://uchebnik.mos.ru

12

В музыкальном театре

1

27.11

https://uchebnik.mos.ru

13

Классика и современность

1

04.12

https://uchebnik.mos.ru

1

Музыкальное путешествие: моя Россия

1

2

Семейный фольклор

1

3

Музыкальный народный календарь

1

4

Контрольная работа по теме: «Календарные народные
песни»

1

5

Этюды

1

6

«Я русский композитор, и… это русская музыка»

1

7

Промежуточная аттестация. Творческий проект

1

8

В музыкальном театре. Балет

1

9

Вокальные циклы

10

1

1

1

22

11.12

https://uchebnik.mos.ru

18.12

https://uchebnik.mos.ru

1

25.12

https://uchebnik.mos.ru

Соната

1

15.01

https://uchebnik.mos.ru

18

По странам и континентам

1

22.01

https://uchebnik.mos.ru

19

Традиционная музыка народов Европы

1

29.01

https://uchebnik.mos.ru

20

Музыкальная драматургия - развитие музыки

1

05.02

https://uchebnik.mos.ru

12.02

https://uchebnik.mos.ru

19.02

https://uchebnik.mos.ru

26.02

https://uchebnik.mos.ru

05.03

https://uchebnik.mos.ru

12.03

https://uchebnik.mos.ru

19.03

https://uchebnik.mos.ru

02.04

https://uchebnik.mos.ru

09.04

https://uchebnik.mos.ru

16.04

https://uchebnik.mos.ru

14

Прелюдия

1

15

Промежуточная аттестация. Творческий проект

1

16

В концертном зале

17

21
22

Контрольная работа по теме: «Музыкальная драматургия развитие музыки»
Героические образы в музыке, литературе, изобразительном
искусстве

1

1

1

1

23

Инструментальная музыка

1

24

Транскрипция

1

25

Промежуточная аттестация. Творческий проект

1

26

Музыкальный стиль

1

27

Сюжеты и образы религиозной музыки

1

28

Образы «Вечерни» и «Утрени»

1

29

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова

1

1

23

23.04

https://uchebnik.mos.ru

1

30.04

https://uchebnik.mos.ru

Симфоническая картина

1

07.05

https://uchebnik.mos.ru

Симфоническая картина

1

14.05

https://uchebnik.mos.ru

21.05

https://uchebnik.mos.ru

28.05

https://uchebnik.mos.ru

30

Контрольная работа по теме: «Популярные хиты»

1

31

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина

32
33
34
35

Итоговая промежуточная аттестация. Творческий проект
Симфоническая картина

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

1

1
35

8

0

24

8 КЛАСС
Количество часов
Контро
Всего
льные
работы

1

Милый сердцу край

1

04.09

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://uchebnik.mos.ru

2

Исследовательский проект на одну из тем

1

11.09

https://uchebnik.mos.ru

3

Музыкальная панорама мира

1

18.09

https://uchebnik.mos.ru

4

Контрольная работа по теме: «Современная жизнь
фольклора»

1

25.09

https://uchebnik.mos.ru

5

Классика балетного жанра

1

02.10

https://uchebnik.mos.ru

6

В музыкальном театре

1

09.10

https://uchebnik.mos.ru

7

Промежуточная аттестация. Творческий проект

1

16.10

https://uchebnik.mos.ru

8

Музыкальная панорама мира

1

23.10

https://uchebnik.mos.ru

9

Исследовательский проект

1

06.11

https://uchebnik.mos.ru

10

В музыкальном театре. Опера

1

13.11

https://uchebnik.mos.ru

11

«Князь Игорь»

1

20.11

https://uchebnik.mos.ru

12

Контрольная работа по теме: «Опера: строение
музыкального спектакля»

1

27.11

https://uchebnik.mos.ru

13

Портреты великих исполнителей

1

04.12

https://uchebnik.mos.ru

№
п/п

Тема урока

1

1

1

Практи
ческие
работы

Дата
изучения

25

11.12

https://uchebnik.mos.ru

18.12

https://uchebnik.mos.ru

1

25.12

https://uchebnik.mos.ru

Лирико-драматическая симфония

1

15.01

https://uchebnik.mos.ru

Музыкальные традиции Востока

1

22.01

https://uchebnik.mos.ru

29.01

https://uchebnik.mos.ru

05.02

https://uchebnik.mos.ru

12.02

https://uchebnik.mos.ru

19.02

https://uchebnik.mos.ru

26.02

https://uchebnik.mos.ru

05.03

https://uchebnik.mos.ru

12.03

https://uchebnik.mos.ru

19.03

https://uchebnik.mos.ru

02.04

https://uchebnik.mos.ru

09.04

https://uchebnik.mos.ru

16.04

https://uchebnik.mos.ru

14

Музыкальные зарисовки

1

15

Промежуточная аттестация. Творческий проект

1

16

Приёмы музыкальной драматургии

17
18
19
20

Воплощение восточной тематики в творчестве русских
композиторов
Контрольная работа по теме: «Воплощение восточной
тематики в творчестве русских композиторов»

1

1
1

21

Музыкальные завещания потомкам

1

22

Музыкальные завещания потомкам

1

23

Музыка в храмовом синтезе искусств

1

24

Неизвестный Свиридов «О России петь — что стремиться в
храм…»

1

25

Промежуточная аттестация. Творческий проект

1

26

Свет фресок Дионисия — миру

1

27

В музыкальном театре. Мюзикл

1

28

Популярные авторы мюзиклов в России

1

29

Контрольная работа по теме: «Музыканты – извечные
маги»

1

1

1

1

26

30

«Музыканты – извечные маги»

1

31

Музыка в кино

1

34

Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла,
музыкального мультфильма
Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла,
музыкального мультфильма
Итоговая промежуточная аттестация. Творческий
проект

35

Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла,
музыкального мультфильма

32
33

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1

23.04

https://uchebnik.mos.ru

30.04

https://uchebnik.mos.ru

07.05

https://uchebnik.mos.ru

14.05

https://uchebnik.mos.ru

21.05

https://uchebnik.mos.ru

28.05

https://uchebnik.mos.ru

1

1
35

8

0

27

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Акт проверки питания_декабрь_2024.pdf (скачать)
Акт проверки питания_январь_2025.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».