МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
МР «БОТЛИХСКИЙ РАЙОН »
МКОУ "Тандовская СОШ"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Зам. директора по УВР
_______ Исаев А. А.
Протокол №1
от « »
2024 г.
________Зиявудинова М. М.
от « »
2024г.
Директор МКОУ
«Тандовская СОШ»
___________ Исаева Э. А.
Приказ 53-Д от «30»08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 5-7 классов
Тандо 2024-2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному
искусству составлена на основе требований к результатам освоения
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в
себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, фотографии, функции художественного изображения
в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по
изобразительному искусству являются формирование активного отношения к
традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и
бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты
человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на
психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение
разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в
пространственных формах духовных ценностей, формирование
представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни
общества;
2
формирование у обучающихся представлений об отечественной и
мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и
преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством
различных художественных материалов в разных видах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта
художественного творчества в компьютерной графике и анимации,
фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических
визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности
изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих
позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне
основного общего образования структурировано по 4 модулям (3
инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются
последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может
быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких
классах или во внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства
и художественная фотография» (вариативный)
Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает
содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в
отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений
обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется
3
психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом
системности обучения и опытом педагогической работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство».
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративноприкладное искусство и предметная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и
эпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов
быта, их значение в характере труда и жизненного уклада.
Образно-символический язык народного прикладного искусства.
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы,
росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в
процессе практической творческой работы.
6 КЛАСС
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура».
Общие сведения о видах искусства.
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды
пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель:
зрительские умения, знания и творчество зрителя.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства.
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы,
их особые свойства.
Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий
рисунок.
Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.
4
Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.
Линейные графические рисунки и наброски. Тон и тональные
отношения: тёмное – светлое.
Ритм и ритмическая организация плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности,
физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета,
дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве:
холодный и тёплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные
памятники, парковая скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в
скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды
рельефа.
7 КЛАСС
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки –
конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в
ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о
жизни людей в разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи
сохранения культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного
развития. Единство функционального и художественного – целесообразности
и красоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой
деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных
искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет,
буква, текст и изображение.
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего
образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с
ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ
российской идентичности, ценностные установки и социально значимые
качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение
обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к
саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций,
истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание
патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной
духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых
различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте
отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении
истории народного искусства, его житейской мудрости и значения
символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе
собственной художественно-практической деятельности обучающегося,
который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому
созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное
приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского
воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни
общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий
6
коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит
изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются
интернациональные чувства обучающихся.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в
себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие
которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоциональнообразной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует
росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена
общества.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это
воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра
эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое,
высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в
создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов,
веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является
важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений
обучающихся.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно,
то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий
мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на
уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурноисторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения
к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы, её образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с
освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта
7
трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки
практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками,
формирование умений преобразования реального жизненного пространства и
его оформления, удовлетворение от создания реального практического
продукта.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет
значение организация пространственной среды общеобразовательной
организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а
не только потребителями) её создания и оформления пространства в
соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные
представления и сенсорные способности как часть универсальных
познавательных учебных действий:
• сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
• характеризовать форму предмета, конструкции;
• выявлять положение предметной формы в пространстве;
• обобщать форму составной конструкции;
• анализировать структуру предмета, конструкции, пространства,
зрительного образа;
• структурировать предметно-пространственные явления;
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных
действий:
• выявлять и характеризовать существенные признаки явлений
художественной культуры;
• сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций
эстетических категорий явления искусства и действительности;
• классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно,
по назначению в жизни людей;
• ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
8
использовать различные методы, в том числе электронные технологии,
для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и
заданных критериев;
• использовать электронные образовательные ресурсы;
• уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
•
•
•
•
понимать искусство в качестве особого языка общения –
межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к
эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное
отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями
участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая
свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить
общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и
учёта интересов;
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:
• осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат
выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели
совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей
учебной деятельности;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
как часть универсальных регулятивных учебных действий:
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
• владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных
действий:
9
•
•
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться
к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного
восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства:
народного, классического, современного, искусства, промыслов;
понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми
потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой
среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о
мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой
среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах
символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции
декоративно-прикладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в
организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли
человека, в оформлении предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по
материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, другие
материалы), уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
характеризовать различия между пространственными и временными
видами искусства и их значение в жизни людей;
объяснять причины деления пространственных искусств на виды;
знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их
назначение в жизни людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
различать и характеризовать традиционные художественные материалы
для графики, живописи, скульптуры;
10
осознавать значение материала в создании художественного образа, уметь
различать и объяснять роль художественного материала в произведениях
искусства;
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды
искусства, то есть искусства художественного построения предметнопространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства,
установки и поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует
деятельность человека и представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в
архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
По результатам реализации вариативного модуля обучающийся получит
следующие предметные результаты по отдельным темам программы по
изобразительному искусству.
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (вариативный)
знать о синтетической природе – коллективности творческого процесса в
синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных
видов художественного творчества;
понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических
искусствах;
иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых
видов художественного творчества и их развитии параллельно с
традиционными видами искусства.
Художник и искусство театра:
иметь представление об истории развития театра и жанровом
многообразии театральных представлений;
знать о роли художника и видах профессиональной художнической
деятельности в современном театре;
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС. МОДУЛЬ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
1
Введение
1
2
Древние корни народного искусства
9
3
Связь времен в народном искусстве
9
4
Декор - человек, общество, время
9
5
Декоративное искусство в современном мире
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Контрольные
работы
Всего
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Практические
работы
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
34
4
0
6 КЛАСС. МОДУЛЬ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Всего
1
Виды изобразительного искусства и основы образного
языка
7
2
Мир наших вещей. Натюрморт
6
3
Вглядываясь в человека. Портрет
10
4
Пространство и время в изобразительном искусстве.
Пейзаж и тематическая картина
11
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
4
0
12
7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Всего
1
Архитектура и дизайн – конструктивные виды
искусства
1
2
Графический дизайн
8
3
Макетирование объемно-пространственных
композиций
7
4
Дизайн и архитектура как среда жизни человека
10
5
Образ человека и индивидуальное проектирование
8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://uchebnik.mos.ru
4
0
13
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема урока
Декоративно-прикладное искусство и человек:
обсуждаем многообразие прикладного искусства
Древние образы в народном искусстве: выполняем
рисунок или лепим узоры
Убранство русской избы: выполняем фрагмент
украшения избы
Беседа о внутреннем мире русской избы:
изображение крестьянского интерьера
Конструкция и декор предметов народного быта:
выполняем эскиз формы прялки или посуды
Конструкция и декор предметов народного быта
(продолжение): выполняем роспись эскиза прялки
или посуды
Промежуточная аттестация. Творческий
проект
Русская народная вышивка: выполняем эскиз
орнамента вышивки полотенца
Народный праздничный костюм (продолжение):
выполняем орнаментализацию народного
праздничного костюма
Народные праздничные обряды: проводим
конкурсы, ролевые и интерактивные игры или
квесты
Беседа о древнем образе в современных народных
игрушках: создаем пластическую форму игрушки
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
02.09
https://uchebnik.mos.ru
1
09.09
https://uchebnik.mos.ru
1
16.09
https://uchebnik.mos.ru
1
23.09
https://uchebnik.mos.ru
1
30.09
https://uchebnik.mos.ru
1
07.10
1
1
1
https://uchebnik.mos.ru
14.10
https://uchebnik.mos.ru
21.10
https://uchebnik.mos.ru
11.11
https://uchebnik.mos.ru
18.11
https://uchebnik.mos.ru
25.11
https://uchebnik.mos.ru
1
1
1
14
12
Древние образы в современных народных
игрушках (продолжение): выполняем роспись
игрушки
1
13
Искусство Гжели: осваиваем приемы росписи
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Промежуточная аттестация. Творческий
проект
Городецкая роспись: выполняем творческие
работы
Золотая Хохлома: выполняем роспись
Искусство лаковой живописи (Федоскино, Палех,
Мстера, Холуй): выполняем творческие работы по
мотивам произведений лаковой живописи
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и
резьба по бересте: выполняем творческую работу
по мотивам мезенской росписи
Роль народных художественных промыслов в
современной жизни: конкурс поисковых групп и
экспертов
Зачем людям украшения: социальная роль
декоративного искусства
Беседа на тему: «Роль декоративного искусства в
жизни древнего общества. Древний Египет».
Выполняем эскизы на темы «Алебастровая ваза»,
«Ювелирные украшения», «Маска фараона»
Роль декоративного искусства в жизни древнего
общества. Древний Египет (продолжение).
Завершение работы по темам «Алебастровая
ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»
Одежда говорит о человеке: выполняем
коллективную работу «Бал во дворце» (интерьер)
1
1
1
1
02.12
https://uchebnik.mos.ru
09.12
https://uchebnik.mos.ru
16.12
https://uchebnik.mos.ru
23.12
https://uchebnik.mos.ru
13.01
https://uchebnik.mos.ru
20.01
https://uchebnik.mos.ru
27.01
https://uchebnik.mos.ru
03.02
https://uchebnik.mos.ru
10.02
https://uchebnik.mos.ru
17.02
https://uchebnik.mos.ru
24.02
https://uchebnik.mos.ru
03.03
https://uchebnik.mos.ru
1
1
1
1
1
1
1
15
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Промежуточная аттестация. Творческий
проект
Одежда говорит о человеке (продолжение 1):
изображение фигур людей в костюмах для
коллективной работы «Бал во дворце»
Одежда говорит о человеке (продолжение 2):
завершаем коллективную работу «Бал во дворце»
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы:
создаем композицию эскиза герба
Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества: определяем роль декоративноприкладного искусства в жизни современного
человека и обобщаем материалы по теме
Беседа на тему: «Нарядные декоративные вазы».
Выполняем практическую работу по
изготовлению декоративной вазы
Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем
работу по созданию лоскутной аппликации
Витраж в оформлении интерьера школы:
выполняем коллективную работу
Итоговая промежуточная аттестация.
Творческий проект
Декоративные игрушки из мочала: выполняем
коллективную работу в материале
Декоративные куклы: выполняем работу по
изготовлению куклы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
10.03
https://uchebnik.mos.ru
17.03
https://uchebnik.mos.ru
31.03
https://uchebnik.mos.ru
07.04
https://uchebnik.mos.ru
14.04
https://uchebnik.mos.ru
21.04
https://uchebnik.mos.ru
28.04
https://uchebnik.mos.ru
05.05
https://uchebnik.mos.ru
12.05
https://uchebnik.mos.ru
19.05
https://uchebnik.mos.ru
26.05
https://uchebnik.mos.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
4
0
16
6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема урока
Пространственные искусства. Художественные
материалы: выполняем пробы различных
живописных и графических материалов и
инструментов
Рисунок — основа изобразительного творчества:
зарисовки с натуры осенних трав, ягод, листьев;
зарисовки письменных принадлежностей. Линия и
ее выразительные возможности. Ритм линий:
изображаем в графике разное настроение, или
травы на ветру
Пятно как средство выражения. Ритм пятен:
рисуем природу
Беседа на тему: «Цвет. Основы цветоведения»
Цвет в произведениях живописи: создаем по
воображению букет золотой осени на цветном
фоне, передающего радостное настроение
Объемные изображения в скульптуре: создаем
образ животного
Промежуточная аттестация. Творческий проект
Основы языка изображения: определяем роль
изобразительного искусства в своей жизни и
обобщаем материал, изученный ранее
Многообразие форм окружающего мира: рисуем
сосуды, животных, человека из разных
геометрических фигур
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
05.09
https://uchebnik.mos.ru
12.09
https://uchebnik.mos.ru
19.09
https://uchebnik.mos.ru
26.09
https://uchebnik.mos.ru
03.10
https://uchebnik.mos.ru
10.10
https://uchebnik.mos.ru
17.10
https://uchebnik.mos.ru
24.10
https://uchebnik.mos.ru
07.11
https://uchebnik.mos.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Изображение объема на плоскости и линейная
перспектива: рисуем конус, призму, цилиндр,
пирамиду
Свет и тень: рисуем распределение света и тени на
геометрических формах; драматический
натюрморт
Беседа на тему: «Натюрморт в графике:
выполнение натюрморта в технике «эстампа»,
углем или тушью»
Цвет в натюрморте: выполняем натюрморт в
технике монотипии
Образ человека – главная тема в искусстве:
собираем информацию о портрете в русском
искусстве
Промежуточная аттестация. Творческий проект
Основные пропорции головы человека: создаем
портрет в технике аппликации
Портрет в скульптуре: выполняем портрет
литературного героя из пластилина
Графический портретный рисунок: выполняем
портретные зарисовки и автопортрет
Сатирические образы человека: создаем дружеский
шарж или сатирический рисунок литературного
героя
Образные возможности освещения в портрете:
создаем в три цвета портреты человека - по свету и
против света
Роль цвета в портрете: создаем портрет в цвете
Великие портретисты прошлого: выполняем
исследовательский проект
Беседа на тему: «Портрет в изобразительном
искусстве ХХ века»
14.11
https://uchebnik.mos.ru
21.11
https://uchebnik.mos.ru
28.11
https://uchebnik.mos.ru
05.12
https://uchebnik.mos.ru
12.12
https://uchebnik.mos.ru
19.12
https://uchebnik.mos.ru
26.12
https://uchebnik.mos.ru
09.01
https://uchebnik.mos.ru
16.01
https://uchebnik.mos.ru
23.01
https://uchebnik.mos.ru
30.01
https://uchebnik.mos.ru
06.02
https://uchebnik.mos.ru
13.02
https://uchebnik.mos.ru
20.02
https://uchebnik.mos.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
24
25
26
Жанры в изобразительном искусстве: выполняем
исследовательский проект «Мой любимый
художник»
Изображение пространства: проводим
исследование на тему «Правила перспективы
«Сетка Альберти»
Промежуточная аттестация. Творческий проект
Правила построения перспективы. Воздушная
перспектива: создаем пейзаж
Пейзаж настроения: рисуем пейзаж с передачей
28
утреннего или вечернего состояния природы
Пейзаж в русской живописи: рисуем пейзаж29
настроение по произведениям русских поэтов о
красоте природы
Беседа на тему: «Поэзия повседневности: создание
графической композиции «Повседневный быт
30
людей» по мотивам персидской миниатюры или
египетского фриза»
Городской пейзаж: выполняем аппликации с
31
графическими дорисовками «Наш город», «Улица
моего детства»
Итоговая промежуточная аттестация.
32
Творческий проект
Историческая картина: создаем композицию
33
исторического жанра (сюжеты из истории России)
Пейзаж в графике: выполняем композицию на
34
тему: «Весенний пейзаж» в технике граттажа или
монотипии
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
27
27.02
https://uchebnik.mos.ru
06.03
https://uchebnik.mos.ru
13.03
https://uchebnik.mos.ru
20.03
https://uchebnik.mos.ru
03.04
https://uchebnik.mos.ru
10.04
https://uchebnik.mos.ru
17.04
https://uchebnik.mos.ru
24.04
https://uchebnik.mos.ru
15.05
https://uchebnik.mos.ru
22.05
https://uchebnik.mos.ru
29.05
https://uchebnik.mos.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
4
0
19
7 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
03.09
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://uchebnik.mos.ru
10.09
https://uchebnik.mos.ru
17.09
https://uchebnik.mos.ru
24.09
https://uchebnik.mos.ru
1
01.10
https://uchebnik.mos.ru
Буква — изобразительный элемент композиции
1
08.10
https://uchebnik.mos.ru
Промежуточная аттестация. Творческий проект
1
15.10
https://uchebnik.mos.ru
22.10
https://uchebnik.mos.ru
05.11
https://uchebnik.mos.ru
12.11
https://uchebnik.mos.ru
19.11
https://uchebnik.mos.ru
Тема урока
1
Архитектура и дизайн – конструктивные виды
искусства
1
2
Основы построения композиции
1
3
Прямые линии и организация пространства
1
4
Беседа на тему: «Цвет – элемент композиционного
творчества»
1
5
Свободные формы: линии и тоновые пятна
6
7
8
9
Основы дизайна и макетирования плаката,
открытки
Практическая работа «Проектирование книги
/журнала»
1
1
1
Практические
работы
Дата
изучения
10
От плоскостного изображения к объемному макету
1
11
Беседа на тему: «Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете»
1
12
Здание как сочетание различных объёмных форм
1
26.11
https://uchebnik.mos.ru
13
Важнейшие архитектурные элементы здания
1
03.12
https://uchebnik.mos.ru
20
14
Вещь как сочетание объемов и образа времени
1
15
Промежуточная аттестация. Творческий проект
1
16
Роль цвета в формотворчестве
1
17
Обзор развития образно-стилевого языка
архитектуры
1
18
Образ материальной культуры прошлого
1
19
20
21
22
23
Беседа на тему: «Пути развития современной
архитектуры и дизайна»
Практическая работа «Образ современного города
и архитектурного стиля будущего»
Проектирование дизайна объектов городской
среды
Дизайн пространственно-предметной среды
интерьера
Организация архитектурно-ландшафтного
пространства
1
1
1
1
1
24
Дизайн-проект территории парка
1
25
Промежуточная аттестация. Творческий проект
1
26
Дизайн-проект территории парка
1
27
28
29
Функционально-архитектурная планировка своего
жилища
Проект организации пространства и среды жилой
комнаты
Беседа на тему: «Дизайн-проект в интерьере
частного дома»
1
1
1
1
1
10.12
https://uchebnik.mos.ru
17.12
https://uchebnik.mos.ru
24.12
https://uchebnik.mos.ru
14.01
https://uchebnik.mos.ru
21.01
https://uchebnik.mos.ru
28.01
https://uchebnik.mos.ru
04.02
https://uchebnik.mos.ru
11.02
https://uchebnik.mos.ru
18.02
https://uchebnik.mos.ru
25.02
https://uchebnik.mos.ru
04.03
https://uchebnik.mos.ru
11.03
https://uchebnik.mos.ru
18.03
https://uchebnik.mos.ru
01.04
https://uchebnik.mos.ru
08.04
https://uchebnik.mos.ru
15.04
https://uchebnik.mos.ru
21
30
Мода и культура. Стиль в одежде
1
31
Композиционно-конструктивные принципы
дизайна одежды
1
32
Грим и причёска в практике дизайна
1
33
34
35
Итоговая промежуточная аттестация.
Творческий проект
Грим и причёска в практике дизайна
Грим и причёска в практике дизайна
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
35
4
22.04
https://uchebnik.mos.ru
29.04
https://uchebnik.mos.ru
06.05
https://uchebnik.mos.ru
13.05
https://uchebnik.mos.ru
20.05
https://uchebnik.mos.ru
27.05
https://uchebnik.mos.ru
0
22
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство, 6 класс/ Шпикалова Т.Л., Ершова Л.В.,
Поровская Г.А. и другие; под редакцией Шпикаловой Т.Л., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Изобразительное искусство, 7 класс/ Шпикалова Т.Л., Ершова Л.В.,
Поровская Г.А. и другие; под редакцией Шпикаловой Т.Л., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
23